Specdienestu vēsturnieks A. Kolpakidi par arhīviem, kuriem nespēj piekļūt:
Более того, книги о военной разведке, написанные гражданскими историками, могут вызвать негативную реакцию.
В ГРУ был некий персонаж, типа политрука, курировавший связи с историками — я пытался через него получить доступ к некоторым материалам еще довоенных времен, причем обращался с «добром» от самого Валентина Корабельникова (начальник Главного разведуправления в 1997—2009 гг., прим. Agentura.Ru), но мне и с его рекомендацией ничего не дали. А затем и саму должность сократили.
Что касается ФСБ, то нынешний начальник управления регистрации и архивных фондов ФСБ Василий Христофоров говорит, что было рассекречено множество документов, едва ли не миллион. Это, мягко говоря, не совсем так!
Рассекретили они действительно массу всякой никому не нужной дребедени. Но реально важных документов никому не дают. Даже операцию «Трест» уже 10 лет никак не рассекретят. А важнейшая тема репрессий 1937-38 гг. До сих пор все закрыто. Этой своей политикой они фактически не только парализовали изучение истории СССР, но и донельзя сузили книжную нишу литературы о спецслужбах.
Как работают наши архивы, могу рассказать на собственном опыте.
Есть у нас такой военный архив на Водном. Как-то мне случайно там вместе с открытыми материалами (делами) и описями, дали даже не документы, а опись закрытых документов времен войны (кстати, мне же потом и скандал устроили, зачем я ее взял). Это были дела знаменитого ОМСБОНа. Столько ценнейшей информации о наших диверсантах, о судоплатовском управлении – я год не мог прийти в себя. Однако самих дел по этой описи мне, естественно, не дали. А там же нет никакого компромата, только данные о наших героях-партизанах. Судя по описи, там есть все – биографии, операции и т.д. Мечта любого историка. Почему все это до сих пор засекречено? Чья это глупость?
Зато в открытых, выдаваемых исследователям делах лежат продуктовые талоны омсбоновского батальона НКВД, а зачем хранить 400 штук талонов на повидло? Я не шучу!
Даже ведомственным историкам – Александру Здановичу (генерал-лейтенант ФСБ, руководитель Управления программ содействия ФСБ в 1999-2002, ныне заместитель гендиректора ВГТРК и председатель Общества изучения истории спецслужб, прим. Agentura.Ru) и Владимиру Хаустову (начальник кафедры истории Академии ФСБ, прим. Agentura.Ru) дают, судя по сноскам в их книгах, очень мало принципиально новой информации, какие-то крохи…
http://www.agentura.ru/experts/kolpakidi/